Аутизм – это заболевание, которое в медицине находится на стыке неврологии и психиатрии. Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), относится к широкому спектру состояний, которое проявляет себя в сложностях с социальными навыками, повторяющимся поведением, речью и невербальным способом общения.
В целом, на сегодняшний день, что такое аутизм и почему он развивается у детей, никто точно сказать не может. Во всем мире проводится множество исследований, но, пока есть только предположения. В ряде информационных источников сообщается, что аутизма с каждым годом становится все больше, но многие специалисты и ученые считают, что это не так. По их мнению, вероятнее всего, увеличение количества аутистов связано с тем, что уровень диагностики и распространенность информации о заболевании стала значительно шире. Люди, которые раньше не находили объяснения странному, асоциальному поведению своего ребенка объясняли это индивидуальными особенностями и странностями. Аутизм встречается во всех расовых, этнических и социально-экономических группах. Среди мальчиков аутизм встречается более чем в 4 раза чаще, чем среди девочек.
Причины появления аутизма у детей
На сегодняшний день явных причин развития аутизма у детей не выявлено. Патология по данным специалистов не имеет четкого механизма проявляющего себя на молекулярном и клеточном уровне. Болезнь является следствием того, что различные части головного мозга не работают совместно, сообща. Но определен ряд некоторых обстоятельств, факторов, которые предположительно могут повысить вероятность развития аутизма, включая экологические, биологические и генетические факторы.
- Наличие брата или сестры с РАС, с каждой новой беременностью вероятность рождения ребенка с аутизмом увеличивается в 2 раза;
- Наличие определенных генетических или хромосомных заболеваний, таких как синдром ломкой Х-хромосомы или туберозный склероз;
- Родовая травма;
- Рождение от пожилых родителей;
- Нахождение в неблагоприятной экологической обстановке;
- Прием во время вынашивания малыша ряда медицинских препаратов, интоксикация оргазма женщины химическими веществами во время беременности;
- Инфекции, такие как ветряная оспа, краснуха;
- Прочие врождённые аномалии. Аутизм нередко может сопровождается ДЦП, синдром Дауна, туберозный склероз;
- Большой лишний вес, ожирение матери;
Виды аутизма у детей
Аутизм бывает разной формы и степени выраженности от легкой, где сохраняется интеллект, отсутствуют расстройства речи и других когнитивных функций (например – синдром Аспергера) до тяжелых, часто сочетанных с другими патологиями форм.
При легкой степени аутизма человек вполне способен стать успешным, вести трудовую деятельность и быть социально адаптированным, в то время как тяжелая форма аутизма часто не оставляет шансов даже для того, чтобы человек мог себя самостоятельно обслуживать в быту. Все очень индивидуально.
Симптомы (признаки) аутизма у детей
Наиболее явные признаки аутизма у детей чаще всего появляются к 2-3 годам. Некоторые, связанные с ним задержки развития могут проявить себя раньше, и опытный специалист заметит их уже в 1-1,5 года, иногда и раньше.
Очень важно отметить, что проявления аутизма и степень выраженности индивидуальны в каждом конкретном случае. К первым признакам аутизма у детей раннего возраста (до 1,5 лет) можно отнести следующее:
- К признакам аутизма у детей можно отнести не использование и не понимание жестов, таких как указание.
- К 1 году большинство детей могут сразу посмотреть в направлении объекта, на который указывает родитель. Затем они оглядываются на родителя и имитируют выражение лица родителя, обычно улыбку. Дети с аутистическим спектром, как правило, игнорируют родителей.
- К 15 месяцем большинство детей могут указать на недоступные им предметы. Вместо этого ребенок с аутистическим спектром может взять родителя за руку и подвести его к объекту, не поддерживая визуального контакта, иногда может просто положить руку родителя на сам предмет.
- В 1,5 года большинство детей указывают на предметы, которые им интересны. Дети будут переводить взгляд с объекта на родителя, чтобы убедиться, что тот, тоже видит интересующий их предмет, в то время как малыш с расстройствами аутистического спектра часто указывают на объект, для того, чтобы мама или папа подали ему то, что ему интересно, при этом, не поддерживая визуального и эмоционального контакта, не разделяя интерес к объекту с родителем.
- Задержка речи. У большинства детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются сложности в невербальном общении и разговорной речи. Например, вы можете заметить такие признаки аутизма, как:
- у ребенка могут быть слова, которые он использует, например, для обозначения вещей, но не для того, чтобы о чем-то просить. Они могут использовать слова для обозначения предметов, прежде чем использовать слова для обозначения людей или членов семьи,
- эхолалия и повторение. Большинство маленьких детей проходят этап, когда они повторяют то, что слышат. Дети с расстройствами аутистического спектра могут повторять то, что они слышат, в течение более длительного периода времени, чем обычный ребенок. Они также могут повторять диалоги из фильмов или разговоров тем же тоном, каким они их слышали. Это называется «попугайством» или «эхом»,
- регресс в этапах развития и навыках. Около 25% детей, у которых позже диагностировано расстройство аутистического спектра, могут развить речь, которую они внезапно или постепенно перестают использовать. Обычно это может произойти в возрасте от 15 до 24 месяцев. Они также могут стать более социально замкнутыми. Это изменение называется регрессом навыков.
Скрининг малышей на РАС
Детские неврологи рекомендуют всем детям проходить обследование на расстройства аутистического спектра в возрасте 1,5-2х лет в дополнение к обычному наблюдению за развитием. Исследования показывают, что как можно более ранняя диагностика значительно улучшает результаты лечения.
ВАЖНО! Если вас беспокоит то, как ваша кроха общается, учится, говорит, действует, поговорите со своим педиатром. Помните: вы лучше всех знаете своего ребенка, и ваши наблюдения – это очень важная информация! Вместе с лечащим врачом вы найдете лучший способ помочь. Не стоит ждать! Ранняя диагностика и начало грамотного лечения имеют большое значение для здоровья и развития вашего ребенка!
В первой части статьи мы постарались раскрыть первые признаки аутизма у детей. С возрастом картина может меняться. Ниже мы приводим наиболее общие симптомы аутизма у детей возраста старше 3х лет. Но очень важно помнить, что все очень индивидуально и некоторое особенности и странности в поведении далеко не всегда говорят об аутизме! Множество патологий имеют схожие симптомы. Да, важно уметь увидеть что-то необычное в поведении ребенка и обсудить это с врачом, которому вы доверяете, но никогда не следует заниматься самодиагностикой и, тем более делать выводы самостоятельно. Сам по себе отдельно взятый признак ни о чем не говорит. Поставить диагноз аутизм может только опытный врач-специалист!
Первое, на что стоит обратить внимание – нарушение взаимодействия с окружающим миром, которое чаще всего проявляет себя подобным образом:
- ребенок с аутизмом со своими сверстниками держится обособленно, не идет или плохо идет на контакт. У него попросту отсутствует интерес к общению. Обычно ребенок проявляет интерес к другим детям, к тому, что они делают, к игрушкам, которые есть у другого малыша, стараются найти контакт и принять участие в игре. Данный интерес практически отсутствует у ребенка с аутизмом, он держится как бы изолированно, отдельно и погружен в себя;
- здоровый ребенок тянется к родителям. Ему необходим эмоциональный, тактильный и душевный контакт, а у ребенка с аутизмом отмечается значительное снижение или полное отсутствие эмоций к самым близким и родным людям – к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого эмоционального и телесного контакта. К примеру, если попросить кроху дать какую-то игрушку, то он вероятнее всего бросит ее на пол или поставит на диван рядом с мамой, ведь передать её в руки – это значит вступить в телесное общение, контакт, которого он всячески избегает. В младенческом периоде развития это может проявлять себя в том, что новорожденный беспокойно реагирует, всячески выражая свое недовольство и дискомфорт, когда мама берет его на ручки. И всё-таки, было учеными доказано, что аутисты переживают в отсутствие родителей. Просто в отличие от здорового ребенка, который будет плакать, буквально требовать, чтобы мама была рядом, обратила на него внимание, обняла, малыш с аутизмом никак этого не проявит, свою тревогу и волнение он оставляет в себе;
- ребенок с аутизмом не проявляет интереса к играм, в которых определяются выраженные социальные роли. Во время игры, дети принимают на себя некую роль, например: продавец в магазине, учитель в школе, мама в игре «дочки матери». Аутисту все эти игры не интересны, так как малыш не способен проявлять воображение;
- при общении, разговоре мы, как правило, смотрим в глаза собеседнику, у аутистов, чаще всего зрительный контакт отсутствует, у собеседника создается ощущение, что человек смотрит «сквозь него»;
- сложности с невербальной коммуникацией. Как правило, это проявляет себя в очень скудной мимике и жестах, малышу крайне сложно дается такая привычная нам всем передача информации через язык тела, мы делаем это даже не задумываясь, бессознательно, а у ребенка с аутизмом этот вид обмена информацией с окружающим миром страдает. Нечастый гость на лице аутичного ребенка такая привычная и понятная нам всем улыбка! А для выражения своих желаний и потребностей ребенок с аутизмом чаще использует жестикуляцию;
- ещё одна из возможностей познания мира и становления личности – копирование образа действия взрослых. Ребенок часто копирует поведение близких – манеру жестикулировать, выражать эмоции, даже манеру сидеть в кресле и походку. Дети слушают речь старших, следуют им, всячески подражают (девочки примеряют перед зеркалом мамины платья, туфли и украшения, красят губы, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). В то время, как малыш с аутизмом практически никого и никогда не копирует;
- необоснованные вспышки злости и агрессии. При этом направлено это может быть, как на кого-то из окружающих, так и на самого себя. Ребенок может начать биться головой об стену или пол, царапать или кусать себя и т.д.;
- повторяющиеся, как бы стереотипные действия. Дети с аутизмом способны нередко проявлять так называемое «самостимулирующее» поведение, связанное с «ритуальными действиями». Они длительное время могут ходить по кругу на одном месте, хлопать в ладоши, крутить колесо от машинки, смотреть, не отрываясь, как вращается вентилятор или мигает лампочка, вновь и вновь выстраивать в аккуратный ряд игрушки, кубики, кегли и т.д.;
- если малыш пошел в садик, от воспитателей часто можно услышать, что ребенок не может сосредоточиться на занятиях, отвлекается, шумит, пачкает все вокруг красками, пластилином, «не понимает слов», не обращает внимания на просьбы и замечания и т.д.;
- часто детям, страдающим аутизмом присуще ограниченность интересов. В основном, это одни и те же вещи, игры, которые их увлекают.
Диагностика аутизма
Аутизм – это медицинский диагноз, который может поставить только опытный врач, а чаще всего – это врачи-специалисты различных специализаций (невролог, психиатр). Поэтому при возникновении подозрений необходимо обратиться к соответствующему опытному специалисту, который этот диагноз подтвердит или опровергнет. Нужно пройти с ребёнком полное обследование, по результатам диагностики вместе с врачами и детским психологом будет разработана индивидуальная программа лечения и корректирующего воспитания.
Диагностика аутизма непростой процесс, поскольку не существует медицинского анализа или исследования для диагностики этого расстройства. Чтобы поставить диагноз, врачи смотрят на поведение и развитие ребенка. Аутизм, в ряде случаев, опытный детский невролог может обнаружить в возрасте 1 год или даже раньше. К 2-3 годам диагноз можно считать достоверным. Родителям важно понимать, что чем раньше будет поставлен диагноз и начата реабилитация, тем меньше трудностей будет в будущем. При грамотном своевременном лечении ребенок приобретет больше навыков для качественного взаимодействия с обществом и самостоятельной жизни.
Лечение аутизма
Лечение и прогноз зависит от формы аутизма у ребенка, она может варьироваться от легкой до, к сожалению, довольно тяжелой. Основная цель лечения аутизма у детей – воздействие на основные модели поведения, улучшение социального взаимодействия и коммуникации с окружающим миром и, соответственно, снижение деструктивного поведения.
В настоящее время не существует радикального лечения аутизма. Современный комплексный подход помимо наблюдения у профильных специалистов и медикаментозной терапии включает в себя, в том числе прикладной поведенческий анализ, логопедию и терапию сенсорной интеграции. Для лечения аутизма необходима команда подготовленных медицинских работников, таких как невролог, педиатр по развитию, детский психиатр, эрготерапевт и поведенческий терапевт, логопед, психолог, педагог-специалист и, нередко, социальный работник. После ранней (начатой до 4 лет) интенсивной поведенческой и образовательной терапии у детей с аутизмом наблюдается улучшение когнитивных, коммуникативных, адаптивных и социальных функций, а также снижение деструктивного поведения, выражающегося в беспочвенных истериках, агрессии, гиперактивности и т.д. Как показывают наблюдения за динамикой лечения пациентов и различные исследования – ранняя диагностика и своевременное начало комплексного лечения, которое может назначить только грамотный специалист, приводит к положительным результатам в дальнейшей жизни ребенка с аутизмом.
Основные цели лечения аутизма у детей:
- максимально, на сколько это возможно, простимулировать нормальное развитие сознания, коммуникативных навыков, социализации;
- уменьшить дезадаптивное поведение, связанное с аутизмом, такое как ригидность и стереотипность, настойчивое стремление к единообразию, ритуализированным моделям вербального или невербального поведения;
- уменьшить или даже устранить неспецифическое неадаптивное поведение, такое как гиперактивность, раздражительность, агрессивность и импульсивность.
Прогноз для детей с аутизмом
Как мы говорили ранее, формы аутизма могут варьироваться от легких до тяжелых. Исходя из формы заболевания можно сформировать прогноз. Поскольку аутизм — это расстройство спектра, у каждого человека с аутизмом есть свой набор сильных и проблемных сторон. Способы, с помощью которых люди с аутизмом учатся, думают и решают проблемы, могут варьироваться от самых простых и примитивных до очень сложных. Некоторым людям с РАС может потребоваться значительная поддержка в повседневной жизни, в то время как другие могут жить самостоятельной жизнью, вполне независимо. Состояние некоторых детей с аутизмом может улучшиться в возрасте 4–6 лет, особенно детей с легкой формой, которые лечились в раннем возрасте. Эти дети, состояние которых улучшается, могут оказаться в числе своих здоровых сверстников. Прогноз аутизма у ребенка также зависит от сопутствующих заболеваний. Самое главное в успешном лечении аутизма – это своевременная диагностика и грамотное, комплексное лечение.